Издана монография «Современные гидрометеорологические условия формирования ветро-волновых и ледовых явлений в Керченском проливе»

В Севастопольском отделении ФГБУ «ГОИН» в рамках работ по теме 1.5.2.2 «Характеристика опасных и экстремальных гидрологических явлений на Черном и Азовском морях и морских устьях рек» в 2019 г. подготовлена и издана монография:

Современные гидрометеорологические условия формирования ветро-волновых, ледовых и других опасных явлений в Керченском проливе

Дьяков Н.Н., Фомин В.В., Цвецинский А.С., Липченко А.Е., Лукин Д.В., Полозок А.А., Фомина И.Н., Тимошенко Т.Ю., Белогудов А.А., Левицкая О.В.

Рисунок 1 Монография «Современные гидрометеорологические условия формирования ветро-волновых и ледовых явлений в Керченском проливе»

Монография состоит из предисловия, пяти глав и заключения.

В первой главе приводится физико-географическое описание Керченского пролива, представлена общая характеристика исходных материалов, средств и методов их анализа. Здесь же дается анализ гидрометеорологической изученности Керченского пролива, описание численных моделей, используемых при расчете динамики вод в проливе.

Вторая глава монографии содержит информацию о наиболее критичных, с точки зрения строительства и эксплуатации Крымского мостового перехода, ледовых условиях в проливе в умеренные и суровые зимы. В главе приводятся данные статистического анализа характерных показателей ледового режима у берегов Керченского пролива, а также карты многолетнего распределения льда на его акватории. Рассмотрены особенности формирования тяжелых ледовых условий в проливе и связи ледовых характеристик с индексами атмосферной циркуляции Северного полушария. Приводится информация об участии СО ФГБУ «ГОИН» в ледовом мониторинге при строительстве Крымского мостового перехода и представлены его результаты.

В третьей главе исследуется динамика вод Керченского пролива по данным натурных наблюдений. Рассматриваются режимные характеристики (средние и экстремальные величины высоты волн, направление распространения волн), условия формирования и климатические характеристики волнения, а также экстремальные характеристики сгонно-нагонных колебаний уровня моря. В этой главе обобщена информация по измерениям течений на автономных буйковых станциях (АБС), а также экспедиционным и рейдовым работам в проливе. Особое внимание уделено районам Керченского пролива, где происходит усиление течений.

В четвертой главе монографии рассмотрена динамика вод в Керченском проливе (включая район Крымского мостового перехода) по данным численного моделирования. При расчетах использовалась совместная модель ADCIRC+SWAN, объединяющая две хорошо апробированные численные модели – Advanced Circulation Model for Shelves Coasts and Estuaries (ADCIRC) и Simulation Waves Nearshore (SWAN), которые применяются для расчета штормовых нагонов и ветрового волнения. В результате численных экспериментов получены экстремальные значения высот волн, подъемов уровня моря и скоростей течений в 30-ти характерных точках Керченского пролива для типовых полей ветра и для условий экстремального шторма в ноябре 2007 г. Получены статистические характеристики ветрового волнения в Керченском проливе по данным ретроспективного анализа ERA Interim за 1979–2017 гг. В этой главе представлены результаты численного моделирования ветро-волновых течений в Керченской бухте и данные расчета водообмена через северную узость Керченского пролива.

Пятая глава монографии посвящена анализу опасных метеорологических явлений, наблюдавшихся в районе Керченского пролива. Показано, что на безопасность последующей эксплуатации Крымского мостового перехода в проливе кроме гидрологических условий могут оказать существенное влияние и ряд экстремальных метеорологических явлений, таких как штормовой ветер, сильный ливень, снижение видимости вследствие морских туманов и смерчи.

Основные выводы проведенных исследований сформулированы в заключении.

Монография предназначена для использования в качестве справочного пособия административными органами, проектными и строительными организациями, предприятиями морского транспорта, рыбного хозяйства, экологического мониторинга, гидрометеорологической и спасательной служб, научно-исследовательскими институтами, а также высшими учебными заведениями соответствующего профиля. Представленные в монографии результаты исследований, многолетние режимные гидрометеорологические характеристики могут быть использованы для последующего ледового и гидрометеорологического мониторинга в районе Крымского мостового перехода, проектирования гидротехнических сооружений.